Проектирование и обследование зданий и сооружений. Компания "ДСК Строй Сити"
Компания "ДСК Строй Сити". Технологическое обследование и проектирование сооружений и инженерных систем
Наш телефон: +7 499 7052960. Другие контакты

Общие сведения о планировке промышленных узлов и комплексов

Общие сведения о планировке промышленных узлов и комплексов. В настоящее время в СССР и за рубежом часто осуществляют строительство промышленных предприятий, объединяя их в промышленные узлы с общими вспомогательными производствами, инженерными сооружениями и сетями, а при соответствующих условиях – с кооперированием основного производства. Такое объединение позволяет наиболее эффективно использовать общественный труд, материальные и денежные ресурсы как при строительстве, так и при эксплуатации предприятия.
Предприятия, объединенные в промышленные узлы, должны размещаться на возможно близких, допускаемых нормами расстояниях друг от друга, с наименьшей протяженностью общих для группы предприятий коммуникаций. Образование между предприятиями участков земли, не используемых под застройку дороги, транспортные устройства и не предусмотренных под будущее расширение предприятий или объектов, общих для промышленного узла, не допускается.
Размещение предприятий должно учитывать и обеспечивать организацию внешних производственных, транспортных и других связей с окружающими предприятиями и инженерными сетями, а также с местами расселения трудящихся. В жилых районах не допускается размещать предприятия, требующие устройства железнодорожных подъездных путей или прокладки их через жилые районы, а также предприятия, имеющие грузооборот с интенсивностью движения более 40 автомобилей в сутки в одном направлении.
С целью сохранения пригодных земель для сельского хозяйства следует выбирать участки под строительство на землях несельскохозяйственного назначения.
Размещение групп или отдельных предприятий должно производиться с учетом наиболее рационального использования государственных земель.
Промышленный узел проектируют на территории, предусмотренной проектам районной планировки, генеральным планом города, проектом планировки и застройки промышленного района, а при их отсутствии – на территории, намечаемой исходя из технико-экономических обоснований строительства предприятий, включаемых в промышленный узел. В практике могут встречаться следующие системы планировки промышленных узлов: полосового типа – в виде полосы, проходящей параллельно жилой территории; глубинного типа – в глубину от жилой территории (рис. 2).

Варианты планировок промышленных узлов

Рис. 2. Варианты планировок промышленных узлов.
а – полосового типа; б – те же, глубинного

Планировка территорий промышленных узлов, как и площадок предприятий, взаимное расположение зданий, сооружений и транспортных путей должны создавать наиболее благоприятные условия для производственного процесса и труда на предприятиях, рационального и экономичного использования земельных участков и наибольшую эффективность капитальных вложений.
При решении генеральных планов промышленных узлов и отдельных предприятий разрабатывают основы организации промышленных территорий, для чего предусматривают; функциональное зонирование территории с учетом технологических связей, санитарно-гигиенических и противопожарных требований, грузооборота, видов транспорта и очередности строительства; обеспечение рациональных производственных, транспортных и инженерных связей на предприятиях, между ними и с населенными пунктами; создание путей для пассажирского и пешеходного сообщения, обеспечивающих безопасное и с наименьшими затратами времени передвижение трудящихся; возможность расширения и реконструкции предприятий за счет использования свободных участков на промышленной площадке, повышения этажности, минимального использования резервных участков за пределами предприятия с учетом возможного развития прилегающей селитебной территории и обеспечения доступа к зеленым массивам и водоемам; организацию единой системы культурно-бытового и других видов обслуживания трудящихся; создание единого архитектурного ансамбля в увязке с архитектурой прилегающих предприятии и населенного пункта.
Территория промышленных узлов по ее функциональному использованию обычно разделена на следующие зоны: площадях предприятий, общественных центров, общих объектов вспомогательных и подсобных производств, складов.
Проектируя промышленный узел, в его состав при соответствующем обосновании часто включают всю группу близлежащих предприятий независимо от характера их производства и ведомственной принадлежности. При этом промышленный узел по плану развития народного хозяйства может формироваться из вновь строящихся, расширяемых и реконструируемых предприятий.

Варианты размещения промышленных узлов по отношению к селитебной территории

Рис. 3. Варианты размещения промышленных узлов по отношению к селитебной территории.
а – в пределах селитебной территории; б, в – на ее границах; г – в отдалении от нее

Промышленные узлы по аналогии с промышленными районами состоят из прямоугольных, параллельно расположенных лент панелей, которые проездами или улицами делятся на блоки-кварталы (см. рис. 1).

Ленточное расположение промышленной застройки

Рис. 1. Ленточное расположение промышленной застройки.
а – однопанельное; б – двухпанельное.

В настоящее время накоплен большой опыт проектирования промышленных узлов на территории СССР (варианты размещения промышленных узлов приведены на рис. 3).
При разработке схем генеральных планов промышленных узлов должен осуществляться комплексный архитектурно-планировочный и композиционный замысел, предусматривающий целесообразное размещение промышленных предприятий на одной или нескольких смежных площадках; четкую планировочную организацию территории с соответствующим зонированием; технологическое кооперирование по хранению и подготовке сырья, ремонту оборудования, складам; решение единых схем транспорта, коммуникаций: пересмотр генеральных планов предприятия и создание общеузловых объектов; унификацию строительных решений. Кроме того, при разработке генеральных планов промышленных узловследует решить вопросы обслуживания (культурно-бытового медицинского и др.) и благоустройства в увязке с детальной планировкой города, а также распределение долевого участия предприятий в сооружении общеузловых объектов. Очевидно, что наибольшая эффективность в решении генерального плана промышленного узла может быть достигнута при его формировании и вновь проектируемых предприятий (рис. 4).

Схема генерального плана промышленного узла (вариант), состоящего из предприятий машиностроения и химической промышленности

Рис. 4. Схема генерального плана промышленного узла (вариант), состоящего из предприятий машиностроения и химической промышленности.
а – ранее запроектированная застройка; б – проектное предложение; 1, 2 – заводы специальных и бытовых холодильников; 3 – электромашиностроительный завод; 4, 5, 6 – объединенный завод; 7 – завод пластмасс; 8 – питейный завод; 9 – фабрика картонной тары

Однако в архитектурно-строительной практике решаются более трудные задачи, в частности, по созданию схем генеральных планов промышленных узлов из существующих, расширяемых и реконструируемых предприятий. В подобных случаях могут предусматриваться улучшение размещения проектируемых предприятий с учетом имеющейся застройки, упорядочения застройки с учетом начатого строительства, улучшение генеральных пленное отдельных проектируемых предприятий, кооперирование вспомогательных служб и сетей (рис. 5).

Схема промышленного узла (вариант)

Рис. 5. Схема промышленного узла (вариант).
а – размещение предприятий до объединения в промышленный узел; б – принятое предложение; 1-4 – предприятия; 5 – районная котельная; 6 – завод по ремонту электродвигателей; 7 – производственно-ремонтная база; 8 – административно-бытовые здания.

Задача по улучшению промышленных узлов со сложившейся застройкой трудна и менее результативна, но крайне важна, так как давно возникла необходимость в упорядочении существующих застроек, особенно в крупных промышленных центрах.
Опыт проектирования показывает, что промышленные узлы (рис. 6), встречающиеся в практике и размещаемые в производственной зоне промышленных и промышленно-селитебных районов, надлежит разделить на две группы: 1) предприятия разных отраслей промышленности – многоотраслевые промышленные умы, 2) заводы или фабрики, главным образом, одной или нескольких родственных отраслей промышленности (например, предприятия химической и нефтехимической промышленности и др.). Промышленные узлы второй группы принято называть специализированными. При этом следует подчеркнуть, что в основе классификации промышленных узлов лежит различная степень кооперирования предприятий в них.
По данным ЦНИИпромзданий, большинства текстильных предприятий, спроектированных за последние 10-15 лет, объединены в промышленные узлы и размешены на границе селитебной территории города с удалением от жилой застройки в пределах требований санитарных норм (например. Брестский Восточный промышленный узел, Гродненский Северный), т. е. в составе промышленно-селитебных районов городов.
В порядке ознакомления с технико-экономической эффективностью проектирования промышленных узлов рассмотрим примеры размещения текстильных предприятий с относительно небольшой санитарной вредностью в специализированном и многоотраслевом промышленных узлах (районах; рис 2.10.).

Примеры размещения текстильных предприятий в промышленном узле

Рис. 6. Примеры размещения текстильных предприятий в промышленном узле.
а – многоотраслевом, б – специализированном; 1 – ковровый комбинат; 2 – хлопкопрядильная фабрика; 3 – ниточная фабрика; 4 – тонкосуконный комбинат; 5 – предприятия легкой промышленности; 6 – резервные площади; 7 – общеузловые объекты; 8 – предприятия других отраслей промышленности; 9 – предприятия машиностроения

Технико-экономическая эффективность строительства таких предприятий в системе промышленных узлов (по материалам А. А. Дубсона) приведено в табл. 1. Из таблицы следует, что достигнуто значительное сокращение территории, количества зданий, протяженности железнодорожных путей и автомобильных дорог и капиталовложений. Однако такие показатели не являются правилом, а могут иметь место в отдельных благоприятных случаях.
Сказанное выше подтверждает анализ многочисленных проектов промышленных узлов, произведенный в Промстройпроекте и позволяющий привести более точные показатели. Установлено, что по сравнению с раздельным размещением предприятий территории, входящие в промышленный узел уменьшаются за счет сокращения сетей, кооперированных объектов и других мероприятий в среднем на 5-10%, а иногда и более.

Таблица 1

Таблица 1

Нa современном этапе проектирования в промышленном строительстве необходимо полнее использовать преимущества промышленных узлов и не только решать вопросы кооперации при осуществлении строительства, но и создавать для групп предприятий общие производства межотраслевого характера при условии, что это позволит обеспечить своевременный ввод в действие производственных мощностей и существенно повысить эффективность капитальных вложений. Однако в ряде случаев приходится пересматривать утвержденные схемы генеральных планов в связи с изменением состава и мощности предприятий, включенных в состав узла или с изменением ранее принятых сроков строительства отдельных предприятий. При этом необходимо использовать такие приемы архитектурно-планировочных решений при разработке схем генеральных планов промышленных узлов, которые позволяют изменять их состав без существенного ухудшения технико-экономических показателей.
При изменении состава промышленного узла следует учитывать его планировочную структуру, которая полностью должна соответствовать градостроительным условиям, особенностям рельефа и ландшафта, предположительному развитию промышленного района на дальнейшую перспективу и обеспечивать неизменность трассировки основных инженерных и транспортных коммуникаций, а также всего композиционного замысла при возможных частичных изменениях в составе промышленного узла или условиях строительства.
Ответственность за своевременное проектирование, сооружение и ввод в эксплуатацию объектов, общих для всех предприятий, возлагается на головного застройщика, например на исполком горсовета.

Решения планировок промышленных узлов, состоящих из предприятий

Рис. 7. Решения планировок промышленных узлов, состоящих из предприятий:
а – машиностроения и стройиндустрии; б – электромашиностроения, металлообработки, черной металлургии и стройиндустрии; 1 – резерв для развития промузла; 2 – административно-общественный центр; 3 – предприятия стройиндустрии; 4 – завод редукторов; 5 – завод зубчатых колес; 6 – завод валов; 7 – общеузловые объекты; 8 – кузнечный завод; 9 – селитебная территория; 10 – завод по изготовлению проката; 11 – завод железобетонных конструкций; 12 – общеузловые объекты инженерного обеспечения; 13 – завод запчастей; 14 – завод сварных конструкций

На рис. 7 приведены варианты планировок промышленных узлов различных производственных профилей. Очень важно добиться оптимального взаимного расположения промышленного узла и города. В промышленном узле, изображенном на рис. 7. предприятия размещены группами по отраслевому признаку: каждая группа имеет свой архитектурный облик. Несмотря на ряд существенных преимуществ объединения в промышленные узлы перед обособленно расположенными предприятиями, на практике иногда бывает, что кооперирование общеузловых объектов подсобно-производственного назначения по ряду причин происходит с большими трудностями, порой в ограниченных масштабах или не осуществляется вообще. То же происходит с общеузловыми инженерными сетями и коммуникациями. Высокая концентрация промышленности в промышленных узлах, отрыв ее от мест проживания приводит к большой перегрузке и неудобствам для транспорта. Следовательно, должны быть более четко установлены целесообразные границы в области применения промышленных узлов.
Размеры промышленного узла неодинаковы. По данным В. М. Бароново и М. И. Песовиченко, оптимальны размеры узла, в котором работают не более 25 тыс. чел., но возможны и более крупные промышленные узлы. На рис. 8 показан Минусинский промышленный комплекс в составе 12 заводов, размещаемых в трех крупных блок-промзонах.

Комплекс предприятий электротехнической промышленности

Рис. 8. Комплекс предприятий электротехнической промышленности.
а – общий вид промышленного узла; б – фрагмент административного центра; 1 – ТЭЦ; 2 – 3-я промзона; 3 – 2-я промзона; 4 – 1-я промзона; 5 – объекты водоснабжения; 6 – складская зона; 7 – промышленно-коммунальная зона; 8 – стройбаза; 9 – административно-общественный центр промузла; 10 – административный центр промузла.

В практике строительства бывают случаи корректирования или изменения ранее принятых отдельных градостроительных решений. При этом или жилые здания сооружаются вблизи производственных, или предприятия размещаются в селитебной зоне. В конкретных условиях производственная и жилая застройка одного, чаще всего крупного промышленного предприятия образует новый элемент городской среды, реализуемый в виде промышленно-селитебного комплекса (ПСК). В этом случае промышленная зона ПСК расположена поблизости от жилой.
Большую помощь при выборе оптимальных решений схем генеральных планов промышленных узлов может оказать использование электронно-вычислительных машин. В последние годы были разработаны и экспериментально проверены методики их использования, которые позволяют, по экономическим показателям выявить в заданном районе наиболее подходящие для застройки территории, выбрать наиболее экономичный вариант размещения головных сооружений промышленного узла и мест примыкания сетей и дорог к существующим коллекторам и магистралям с учетом единовременных затрат и ежегодных эксплуатационных расходов.



Оставить комментарий

Поиск:


Техническое обследование зданий и сооружений:

Техническое обследование инженерных систем: