Проектирование и обследование зданий и сооружений. Компания "ДСК Строй Сити"
Компания "ДСК Строй Сити". Технологическое обследование и проектирование сооружений и инженерных систем
Наш телефон: +7 499 7052960. Другие контакты

Общие сведения о проектировании промышленных и селитебно-промышленных районов

Промышленные предприятия целесообразно размещать не разрозненно, а концентрировать в большие группы, находящиеся на общей территории и образующие промышленные районы (рис. 1), которые занимают часть территории города или прилегающей к нему территории, причем на территории промышленного района могут размещаться одно или несколько таких групп.

Примерный состав городского промышленного района.

Рис. 1. Примерный состав городского промышленного района.
1 – промышленное предприятие с особо вредными производствами; 2 – то же, с менее вредными производствами; 3 – кооперированная ТЭЦ; 4 – автохозяйство; 5 – резервная территория; 6, 7 – участок для отвалов; 8, 9 – санитарно-защитная зона; 10 – районная сортировочная станция, подъездные железнодорожные пути; 11 – общественный центр; 12 – научно-технический центр; 13 – площадка для вертолетов; 14 – пожарное депо; 15 – предзаводские площадки; 16 – селитебная территория.

В индустриальных городах промышленные районы с расположенными в них производственными предприятиями занимают до 50…60% территории (в среднем 25-35% при минимуме 15%), являясь основным градообразующим ядром. Промышленные районы существенно влияют на размеры городов, их планировочную структуру и условия жизни горожан. Их важнейшая особенность – кооперирование основных, вспомогательных и обслуживающих объектов в городе. При определении размера городского промышленного района исходят из наиболее рационального и экономичного использования городской территории, поэтому размеры района принимают минимально необходимыми с учетом наиболее высокой плотности застройки. Промышленные районы могут быть размещены и на удаленных от существующих городов территориях. Таковы, например, районы расположения предприятий в местах добычи угля, руды, нефти. Однако возникновение таких промышленных районов вызывает необходимость возведения вблизи них новых поселков, нередко развивающихся впоследствии в город.При выборе территории для промышленного района необходимо учитывать природно-климатические и топографические условия (рельеф и уклон местности, направление, скорость и повторяемость ветров, влажность воздуха и др.), инженерно-геологическую характеристику территории (род грунта, его прочность, уровень грунтовых вод, вероятность затопления паводками, наличие оврагов, заболоченных мест и т. д.), возможность удаления обеззараженных сточных вод, для чего устанавливают максимальный уклон промышленных территорий в пределах 0.03-0.05, минимальный – 0.003, наличие источников водоснабжения и сетей энергоснабжения, обеспечение железнодорожным, автомобильным или водным транспортом. Особое внимание следует уделять вопросам охраны окружающей среды.
Для территории промышленного района предпочтительнее грунты однородного геологического строения с нормативным давлением на основание не менее 0.15 МПа. Желательно, чтобы среднее превышение поверхности промышленной территории над отметкой наивысшего уровня грунтовых вод было не менее 7 и с целью устранения возможности подтопления подземных сооружений (подвалов, туннелей и т. п.). Для исключения возможности затопления поверхности промышленных площадок паводковыми водами отметки поверхности этих площадок должны быть выше расчетного горизонта паводковых вод не менее чем на 0,5 м. За расчетный горизонт принимают наивысший уровень воды с вероятностью повторения 1 раз в 100 лет для предприятий крупного народнохозяйственного и оборонного значения, а для остальных предприятий 1 раз в 50 лет, кроме предприятий с коротким сроком эксплуатации (до 10… 15 лет), для которых вероятность повторения допускается 1 раз в 10 лет.
При выборе территории промышленного района следует учитывать, что предприятия со значительным потреблением электроэнергии, например, производящей алюминий, электровыплавку стали и т. п., целесообразно размещать вблизи источников электроснабжения (ГЭС, ГРЭС) или линии электропередачи. Промышленные районы, в которых запланированы предприятия со значительным потреблением воды – теплоэлектроцентрали, комбинаты искусственного волокна и целлюлозно-бумажные, необходимо создавать вблизи крупных водоемов. Одновременно должны быть учтены требования к качеству воды в соответствии с характером производства и необходимость сброса сточных вод.
Сбрасывать сточные воды в водоем без предварительного их обезвреживания допускается только при условии, если они не снизят качество хозяйственно-питьевой и производственной воды и не окажут вредного влиянии на рыбное хозяйство. Как правило, сточные воды должны быть подвергнуты тщательной очистке в соответствии с действующими санитарными нормами.
При выборе территории промышленного района, кроме того, необходимо учитывать требования, предъявляемые промышленным транспортом. Но территории предприятий, имеющих железнодорожные пути, следует избегать больших продольных уклонов пути, полых радиусов закруглений, искусственных сооружений, что возможно лишь при соответствующем рельефе площадки, например в том случае, когда направление горизонталей примерно соответствует направлению железнодорожных путей. Наиболее грузоемкие предприятия желательно размещать на территории, имеющей связь с водной артерией. Несомненно, для предприятий, потребляющих большое количества леса (деревообрабатывающих), наиболее удобными для доставки древесины являются водные пути.
Городские промышленные районы с предприятиями, выделяющими производственные вредности (газ, дым, копоть, пыль, неприятные запахи, шум), необходимо располагать с подветренной стороны по отношению к ближайшему району селитебной части города (селитебной называют территорию города, предназначенную для расположения жилых и общественных зданий, а также зеленых насаждений – садов, парков, скверов, бульваров, стадионов), с тем чтобы господствующие ветры уносили вредные выделения в сторону от селитебной территории. Территории предприятий целесообразно располагать продольной осью параллельно направлению господствующих ветров или под углом к ним не более 45 градусов с целью обеспечения проветривания внутризаводских магистральных и других проездов.
Господствующее направление ветров принимают по так называемой розе ветров (рис. 2), которая представляет собой схему распределения ветров по направлению и повторяемости, а иногда и скорости. Для ее построения проводят от одной точки прямые по направлению 16 румбов и на каждой из них откладывают столько единиц, сколько раз в этом направлении за отдельный промежуток времени дул ветер: концы отрезков соединяют прямыми. Затем значение повторяемости каждого направления умножают на соответствующую среднюю скорость.

Роза повторяемости и силы ветров

Роза повторяемости и силы ветров

Полученные значения выражают в процентах от общей суммы и откладывают в определенном масштабе по направлениям румбов. Розы ветров строят для годового периода или для различных времен года.
Кроме того, промышленные предприятия должны быть уделены от селитебной территории на некоторое расстояние в соответствии со степенью вредности предприятия. Полоса между источником производственных вредностей и границей селитебной территории называется санитарно-защитной зоной.
Промышленные предприятия в зависимости от вида производства, выделяемых вредностей и условий технологического процесса делят на пять классов: к I классу относят предприятия с особо вредными производствами, к V – предприятия с наименее вредными производствами (СН 245-71. разд. 8 «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий») Для предприятий I класса требуется устраивать санитарно-защитные зоны шириной 1000 м., для предприятий II, III, IV и V классов – соответственно 500, 300, 100 и 50 м. В этих зонах допускается размещать промышленные предприятия с менее вредными производствами, а также пожарные депо, бани, прачечные, гаражи, склады, административно-служебные и торговые здания, столовые, амбулатории и т. п. В санитарно-защитной зоне со стороны селитебной территории рекомендуется предусматривать полосу зеленых насаждений шириной не менее 50 м., а при ширине зоны до 100 м. – не менее 20 м.
В зависимости от характера производства, степени выделения производственных вредностей и напряженности грузооборота рекомендуется размешать промышленные районы по отношению к селитебным территориям следующим образом. Районы, предназначенные для предприятий, относимых по выделению производственных вредностей к I и II классам (независимо от грузооборота), располагают за пределами города, в удалении от селитебной территории. На окраине селитебной территории располагают промышленные районы для предприятий, относимых по производственным вредностям к III и IV, а также к V классам, но с грузооборотом, требующим устройства железнодорожных подъездных путей.
В пределах селитебной территории размещают предприятия, не выделяющие производственных вредностей; относящиеся к V классу, а также предприятия с небольшим грузооборотом, не требующим железнодорожного транспорта.
Планировка городского промышленного района должна быть связана с планировкой прилегающих районов города, с системой городских улиц и инженерных сетей. Наличие больших кооперированных производств привело к возникновению промышленных районов в городе. Однако такое кооперирование вызвало увеличение размеров промышленных районов, что значительно удалило многие предприятия от места жительства трудящихся. Это привело к росту затрат времени на транспортирование работающих. Учет длительных транспортных перевозок привел к созданию объединенных компактных промышленно-селитебных районов (рис. 3), проектируемых чаще всего для предприятий IV и V классов по степени вредности.

Пример организации производственно-селитебного района

Рис. 3. Пример организации производственно-селитебного района.
1 – производственная зона; 2 – основные проходные на предприятиях; 3 – общественные здания; 4 – селитебная территория.

Поданным ЦНИИ градостроительства и ЦНИИпромзданий такое объединение существенно улучшает условия жизни городского населении и одновременно обеспечивает организацию современной архитектурно-планировочной структуры промышленных городов. В промышленно-селитебном районе целесообразно сочетаются три главных социальных требования рационально организованной взаимосвязи: производства, расселения трудящихся и комплексной системы общественного обслуживания (рис. 4).

Пример производственной зоны промышленно-селитебного района

Рис. 4. Пример производственной зоны промышленно-селитебного района.
1 – общественные центры; 2 – предприятия с наибольшим количеством трудящихся; 3 – вспомогательные и подсобные производства; 4 – склады; 5 – жилая застройка.

По материалам ЦНИИ градостроительства, в ряде случаев для проектирования могут быть приняты следующие размеры промышленно-селитебных районов: дли больших городов (50…100 тыс. чел.) – площадью 550-1100 га., для крупных (65…150 тыс. чел.) – 650-1500 га.
Планировочная структура таких районов предусматривает наличие ряда основных зон – промышленной, селитебной и, как правило, расположенной между ними зоны, обеспечивающей требования санитарно-защитного, транспортного, административно-общественного и других видов обслуживания.
На промышленной территории (района, узла, завода) застройка во многих случаях размещена в лентах, называемых панелями, представляющих собой полосы, проходящие параллельно городской селитебной территории, в которых запроектированы промышленные здания. Эти ленты разделены по длине проездами или улицами на отдельные блоки, в которых будут расположены будущие заводы или цехи.

Ленточное расположение промышленной застройки

Рис. 5. Ленточное расположение промышленной застройки.
а – однопанельное; б – двухпанельное.

Для предприятий, относящихся по производственным вредностям к одному классу или близким классам, применяют однопанельное расположение зданий, для последовательного размещения предприятий, относящихся по производственным вредностям к различным классам (рис. 2.5), целесообразно двух- или многопанельное.



Оставить комментарий

Поиск:


Техническое обследование зданий и сооружений:

Техническое обследование инженерных систем: