Проектирование и обследование зданий и сооружений. Компания "ДСК Строй Сити"
Компания "ДСК Строй Сити". Технологическое обследование и проектирование сооружений и инженерных систем
Наш телефон: +7 499 7052960. Другие контакты

Планировка и застройка промышленной площадки

Площадка предприятия по ее функциональному использованию, как правило, разделена на зоны: предзаводскую, производственную, подсобную и складскую.
Составляя проект планировки заводской территории, полезно разрабатывать несколько вариантов, анализируя для каждого из них степень компактности и художественный облик застройки, длину инженерных сетей, относительную площадь озеленения, показатели планировки и др. (рис. 1).

Учет производственных факторов при благоустройстве территории

Рис. 1. Учет производственных факторов при благоустройстве территории.
а – схема распространения производственных вредностей на территории предприятия; 1 – линия пешеходного движения; 2 – автомобильные трассы; 3 – территория железной дороги; 4 – источники шума; 5 – источники газов; 6 – источники пыли; 7 – зона шумов превышающих норму; 8 – зона с загрязнением воздуха;
б – проектные предложения по благоустройству территории; 1 – заводоуправление со столовой; 2 – проходная; 3 – производственное здание с бытовыми помещениями; 4 – склад готовой продукции; 5 – литейный цех; 6 – котельная; 7 – складское хозяйство; 8 – железнодорожное дело; 9 – насосная; 10 – бункер; 11 – кузница; 12 – трансформаторная; 13 – компрессорная; 14 – проходная; 15 – вспомогательный корпус; 16 – спортивные площадка; 17 – зона отдыха; 18 – существующий фруктовый сад; 19 – водоем; 20 – стенды информации; 21 – защитная зеленая полоса

Придавая особое значение решению генерального плана, проектировщик и архитектор должны учитывать особенности и специфику будущего предприятия и его отдельных цехов, изучить технологический процесс, особенности людских и грузовых потоков, мероприятия по охране окружающей среды, а также архитектурно-художественные и градостроительные требования. Важное значение имеют характеризующие качество проекта генерального плана промышленного предприятия его технико-экономические показатели (плотность, коэффициент озеленения и др.).
При решении генеральных планов предприятий проектировщики обязаны учитывать. что строительство и ввод предприятий в эксплуатацию необходимо осуществлять пусковыми комплексами или очередями.Промышленное предприятие независимо от типа производства и его структуры состоит из группы объектов основного производства, обслуживания производства и обслуживания трудящихся.
Объекты основного производства включают в себя цехи заготовительные, обрабатывающие и сборочные. Объекты обслуживания производства состоят из группы зданий, входящих в систему технического обслуживания производства (обеспечение транспортом, складами, ремонтом оборудования, энергоснабжением) и управления производством (техническая подготовка, развитие и пр.), осуществляемого в зданиях административного назначения, инженерных и других корпусах. Объекты обслуживания трудящихся включают в себя группу зданий санитарно-гигиенического и коммунального, учебно-образовательного и культурно-бытового назначения.
Здания основного производства, спроектированные в соответствии с технологическим процессом, т. е. по фазам производства (например, цехи машиностроительных предприятий), обычно включают в себя цехи заготовительные – литейные (чугунного, стального и цветного литья), кузнечные и кузнечно-прессовые, обрабатывающие (механические, холодной штамповки, термические), сборочные (монтажно-сборочные, сварочные, цехи металлических конструкций), отделочные (молярный, цех покрытий и др.).
В зависимости от характера и направления технологического потока различают структурные схемы решения генерального плана: с продольным потоком, запроектированным вдоль большей оси (рис. 2. а), поперечным, организованным перпендикулярно к большей оси (рис 2. б), и комбинированным (рис. 2. в).

Варианты структурных схем решения генерального плана

Рис. 2. Варианты структурных схем решения генерального плана.
а – с поперечным потоком; б – с продольным потоком; в – с комбинированным потоком; I – склад сырья; II,III – заготовительный и обрабатывающий цехи; IV – сборочные цехи и склад готовой продукции; V – железнодорожные пути; 1 – заводоуправление; 2 – лаборатория; 3 – чугунолитейный цех; 4 – сталелитейный цех; 5 – кузнечный цех; 6 – железокотельный цех; 7 – ремонтный цех; 8 – механосборочный цех; 9 – склад готовой продукции.

В практике проектирования промышленных предприятий как новых, так и построенных относительно давно обычно принято цехи на площадке предприятия объединять в группы, родственные по своему назначению, например цехи основного производства: заготовительные, обрабатывающие, сборочные; вспомогательного производства: инструментальные, модельные, ремонтные и др.; обслуживающего производства: энергетические, транспортные, складские и др.
В процессе проектирования, строительства, эксплуатации, а также реконструкции промышленных предприятий сложилось проверенная многолетним опытом система, при которой здания цехов, входящих по технологическим условиям в ту или иную группу, целесообразно располагать компактно в одной зоне с минимально допустимыми санитарными и противопожарными разрывами между ними при наименьшей протяженности дорог и инженерных сетей. Санитарный разрыв между зданиями, освещаемыми через оконные проемы, должен составлять не менее наибольшей высоты до верха карниза противостоящих зданий. Противопожарные разрывы между производственными зданиями и сооружениями устанавливают в зависимости от степени огнестойкости противостоящих зданий согласно СНиПу.
Правильное взаимное расположение зон и группировка зданий – основа целесообразного построения генерального плана предприятия. Зонирование территории позволяет достигать наиболее рационального решения планировки промышленного предприятия как по условиям четкой организации производственного процесса, так и по санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Здания с производствами повышенной пожароопасности следует располагать с подветренной стороны заводской территории; складские сооружения предпочтительнее размещать около внешних границ с учетом эффективного использования фронта железнодорожных путей.
Механические цехи машиностроительных заводов, как правило, группируют с заготовительными зданиями цехов (литейные, кузнечные).
Группу заготовительных цехов машиностроительных заводов, включая стале- и чугунолитейные и кузнечные, целесообразно располагать с подветренной стороны по отношению к механическим. Цехи этой группы потребляют большое количество металла, формовочных материалов, топлива, поэтому они имеют обычно развитую сеть путей железнодорожного транспорта, следовательно, группу заготовительных цехов машиностроительных заводов целесообразно располагать ближе к местам ввода на площадку путей железнодорожного транспорта. Кроме того, эти цехи потребляют много энергии и поэтому должны быть ближе к группе энергетических сооружений (ТЭЦ) завода (промышленного узла).
Группу вспомогательных цехов (инструментальные и ремонтные – ремонтно-механический, ремонтно-литейный, ремонтно-строительный и др.) следует размещать примерно на стыке зон обрабатывающих и заготовительных цехов или блокировать с соответствующими основными производственными цехами. В отдельную зону можно также выделить группу деревообрабатывоющих цехов, обладающих повышенной пожароопасностью. Поэтому их следует располагать по возможности с наветренной стороны от группы горячих цехов.
В группу энергетических сооружений входят тепловая энергетическая станция, склады топлива, распределительные устройства, открытая понизительная подстанция и т. п., которые располагают обычно по соседству с группой изготовительных цехов вблизи ввода железнодорожных путей. Тепловую энергетическую станцию, выделяющую пыль, копоть и газы, целесообразно размещать за пределами завода, в зоне общезаводского или узлового обслуживания.
К группе зданий обслуживания трудящихся относят такие здания, как столовая, заводская поликлиника, школа, проходная, ГПТУ и другие административно-хозяйственные здания. Эти здания располагают, как правило, по пути следования к месту работы, у главного входа на завод на главной предзаводской площади, причем часть этих зданий размещают за пределами территории предприятия.
Главный вход на предприятие следует располагать со стороны основного подъезда или подхода трудящихся. Если запланировано несколько проходных пунктов, то их размещают обычно на расстоянии не более 1.5 км друг от друга и не более 800 м от входа в бытовые помещения. Перед входами должны предусматриваться площадки для пользующихся проходными, бытовыми и административными зданиями из расчета не более 0.15 кв. м. на одного человека наиболее многочисленной смены. В местах пересечения пешеходных путей с железнодорожными или автомобильными дорогами при потоке пешеходов более 300 чел/час следует предусматривать пешеходные мосты, туннели или галереи.
Входы в бытовые помещения не рекомендуется располагать со стороны железнодорожных путей, проходящих вблизи промышленного здания. Общие объекты культурно-бытового обслуживания трудящихся, а также объекты научно-технического обслуживания предприятий желательно размещать в составе общественного центра промышленного узла.
Пожарное депо, обслуживающее группу предприятий, целесообразно располагать на изолированных участках с выездами на дороги общественного пользования.
Особое внимание следует уделять плотности застройки площадки предприятий, которая установлена в приложении СНиП II-89-80. Плотность застройки площадки промышленного предприятия определяется в процентах как отношение площади застройки к площади предприятия в ограде (или при отсутствии ограды в соответствующих ей условных границах) с включением площади, занятой веером железнодорожных путей.
Площадь застройки определяют как сумму площадей, занятых зданиями и сооружениями всех видов, включая навесы, открытые технологические, санитарно-технические, энергетические и другие установки, эстакады и галереи, площадки погрузочно-разгрузочных устройств, подземные сооружения (резервуары, погреба туннели, проходные каналы инженерных коммуникаций, над которыми не могут быть размещены здания и сооружения), а также открытые стоянки автомобилей, машин, механизмов и открытые склады различного назначения, при условии, что размеры и оборудование стоянок и складов принимают по нормам технологического проектирования предприятий.
В площадь застройки могут быть включены резервные участки на площадке предприятия, помеченные в соответствии с заданием на проектирование для размещения на них зданий и других сооружений. Площади, занятые отмостками вокруг зданий и сооружений, тротуарами, автомобильными и железными дорогами, железнодорожными станциями, временными зданиями и сооружениями, открытыми спортивными площадками и др. в площадь застройки не включают.
Приемы планировки и застройки территории промышленных предприятий могут быть весьма разнообразными, так как они зависят от требований технологического процесса, этажности основных зданий и их размеров. В зависимости от принятой схемы и структуры генерального плана в практике проектирования могут быть приняты розничные системы застройки промышленных площадок: рядовая панельно-квартальная, блочно-панельная квартальная и многоквартальная, периметрально-прямоугольная, смешанная и др. (рис. 3. а, б, в). Как уже говорилось, наиболее распространены так называемые панельные застройки, при которых производственные здания располагают по всей территории предприятия по прямоугольной сетке улиц и проездов.

Системы и приемы застройки территории промышленного предприятия

Рис. 3. Системы и приемы застройки территории промышленного предприятия.
а – рядовая панельно-квартальная; б – блочно-панельная квартальная и многоквартальная; в – периметрально-прямоугольная

Под панелью подразумевается полоса застройки, как правило, ограниченная с двух сторон проездами. Такая панель застроена по ширине одним или иногда двумя зданиями. При панельной системе застройки расстановка зданий в пределах панели должно быть четкой и организованной; желательно, чтобы ширина панелей была одинаковой и кратной 6 м.
На машиностроительных заводах в ближайших к входу панелях чаще всего располагают механические цехи: механосборочный, инструментальный, ремонтно-механический и другие цехи холодной обработки металлов (эти цехи весьма целесообразно блокировать и укрупнять). В следующих панелях (по мере удаления от входа) обычно размещают заготовительные горячие цехи (кузнечные, литейные, сталелитейные и др.).
Правильная планировка и застройка панелей является основой компактного и экономичного решения генерального плана завода в целом. Особое внимание, как по условиям архитектурного решения застройки, так и по условиям экономии следует уделять планировке первой панели производственных зданий. При панельной застройке форма заводской площадки оказывает большое влияние на экономичность застройки территории и размещение путей железнодорожного внутризаводского транспорта. Поэтому форму заводской площадки необходимо выбирать особенно тщательно.
Если в пределах заводской территории используют железнодорожный транспорт, то целесообразна трапециевидная форма площадки, образующаяся в результате наличия веера входных железнодорожных путей. Если же на площадке нет развитой железнодорожной сети или она вынесена за пределы заводской территории, то более приемлема прямоугольная форма. Из опыта проектирования установлено, что наиболее рационально площадка в виде прямоугольника с соотношением сторон 1:2 (при входе с длинной стороны). Такая площадка имеет наименьшую длину пути движения рабочих к цехам, так как главный вход и главная магистраль расположены примерно по середине ее длинной стороны.
Конечно, при расположении главного входа с торцовой стороны (что является обычным при тупиковой схеме решения железнодорожных путей) такое соотношение сторон прямоугольника не является оптимальным, и более рационально форма площадки, приближающаяся к квадрату. Стороны заводской площадки в зависимости от их ориентации (на жилой район, другое промышленное предприятие или на складские сооружения) имеют различное архитектурное значение. Наиболее важна та из сторон, на которой расположен главный вход на завод с предзаводской площадью и общественными зданиями завода. Это сторона обычно бывает обращена к жилому району, поэтому архитектурному решению зданий, образующих эту сторону площадки, следует уделить особенно большое внимание.
Боковые стороны заводской площадки имеют подчиненное значение, поскольку они большей частью ориентированы на соседние промышленные предприятия.
Второстепенное архитектурное значение имеет также тыльная сторона площадки завода, ориентированная в сторону ввода железнодорожных путей или складских сооружений. Однако в практике строительство иногда трудно четко разграничить стороны территории по их архитектурному значению: например, часто главная сторона ориентирована на один населенный пункт или район города, а боковая или даже тыльная – на другой.



Оставить комментарий

Поиск:


Техническое обследование зданий и сооружений:

Техническое обследование инженерных систем: