Проектирование и обследование зданий и сооружений. Компания "ДСК Строй Сити"
Компания "ДСК Строй Сити". Технологическое обследование и проектирование сооружений и инженерных систем
Наш телефон: +7 499 7052960. Другие контакты

Примеры проектирования генеральных планов промышленных предприятий машиностроения и черной металлургии

Рассмотрим отдельные примеры из практики проектирования генеральных планов предприятий машиностроения и черной металлургии.
Заводы машиностроения. В большинстве случаев площадки крупных машиностроительных заводов выбирают прямоугольной формы с целью органической связки с аналогичной структурой промышленного узла построенного по панельно-квартальному принципу. При проектировании автомобильных, тракторных и некоторых других машиностроительных заводов чаще всего применяют трех- или четырех-панельную схему. Предпочтительно решение, когда в первой панели размещают такие цехи, как механосборочные, инструментальные, во второй – литейные, кузнечные, в третьей – складские объекты и службы, вспомогательные цехи, в четвертой – энергетические объекты.

Генеральный план крупного завода легковых автомобилей

Рис. 1. Генеральный план крупного завода легковых автомобилей
а – общая схема; б – перспектива; 1 – автозавод; 2 – очистные сооружения водопровода; 3 – шлакоотстойники; 4 – мусороперерабатывающий завод; 5 – асфальтобетонные заводы; 6 – ТЭЦ; 7 – производственная база строительства; 8 – грузовой двор; 9 – промышленно-коммунальная зона

Решение генерального плана машиностроительного предприятия дано на рис. 1. Крупнейшее современное промышленное предприятие расположено на прямоугольном участке площадью 1500 га. Площадка предприятия главной автомобильной дороги разделена на северную и южную части. Основное производство, за исключением прессового корпуса, размешается в южной части участка, где сгруппированы цехи с наибольшим числом работающих и менее вредными производствами. Заготовительные цехи (более вредные производства) расположены в северной части участка и находятся от селитебной территории на расстоянии более 2.5 км. В схеме генерального плана предприятия предусмотрено производственное, санитарное и транспортное зонирование. На рис. 2 показан генеральный план завода с учетом его расширения и реконструкции, на рис. 3 – генеральный план автомобильного производства крупнейшего завода грузовых автомобилей.
Заводы черной металлургии.Главной задачей любого генерального плана, в том числе генерального плана металлургического завода, является комплексное решение вопросов, связанных с расположением всех зданий, сооружений и коммуникаций на площадке завода, создание наилучших производственных связей с учетом условий рельефа местности, санитарно-гигиенических, противопожарных требований, а также с учетом расширения завода.

Схема генерального плана ВАЗ при расширении производства до 1 млн. автомобилей в год

Рис. 2. Схема генерального плана ВАЗ при расширении производства до 1 млн. автомобилей в год

При разработке генерального плана металлургического завода основополагающими факторами являются принятый объем производства основных переделов и требования технологического процесса, выражаемые в схеме генерального плана, которые в конечном счете определяют число цехов, их взаимную компоновку, производственные связи и коммуникации. На выбор того или иного варианта схемы генерального плана металлургических предприятий решающее влияние оказывают главные производственные связи, т. е. транспортные, так как металлургический производственный процесс отличается весьма значительным грузооборотом. Например, суточная потребность в сырье, топливе и розничных метериалах крупного металлургического завода достигает 60 тыс. т. при внутризаводских перевозках 100 тыс. т. и более. Следовательно, требования грузооборота существенно влияют на расположение цехов и сооружений, которое должно обеспечить непосредственную доставку массовых грузов к пунктам разгрузки.

Решение генерального плана крупнейшего завода грузовых автомобилей

Рис. 3. Решение генерального плана крупнейшего завода грузовых автомобилей

Кроме железнодорожного, могут быть использованы и другие виды транспорта: различные транспортеры, пространственные цепные конвейеры, канатные дороги, рольганги, монорельсовый, пневмо- и гидротранспорт. Конвейерные системы позволяют существенно повысить использование территории предприятия и тем самым увеличить компактность генерального плана на 20-30%.
При проектировании генерального плана металлургического завода наряду с обязательным соблюдением основных общих условий, предъявляемых к генеральным планом всех промышленных предприятий, необходимо дополнительно учитывать еще и специальные требования, обусловливающие организацию технологических потоков, расположение цехов и сооружений металлургического завода (рис. 4).

Примерная схема основных процессов металлургического завода

Рис. 4. Примерная схема основных процессов металлургического завода

Доменный и коксохимический цехи, агломерационную фабрику и другие потребители большого количества сырья и топлива на участке предприятия следует располагать компактно вблизи входной сортировочной станции, что позволит значительно сократить пробег груженых вагонов. Коксохимический цех или завод располагают параллельно доменному. Они образуют объединенный коксодоменный блок, что позволяет использовать транспортеры минимальной длины для передачи доменному цеху (в угле- подготовку) кокса и угля из угольных ям и склада. Сталеплавильные цехи размещает под углом к оси доменного цеха на расстоянии до 1 км, при этом для их взаимосвязи используют чугуновозные пути.
Прокатные цехи располагают последовательно, по ходу технологического процесса, т. е. за отделением раздевания слитков сталеплавильного цеха (на расстоянии не более 500 м.), что обеспечивает передачу горячих слитков на колодцы блюминга и слябинга. Чистовые прокатные станы размещают параллельными группами за обжимными станами. Ремонтные цехи располагают как можно ближе к основным цехам. Энергетические и силовые цехи сооружают в районе прокатных цехов, являющихся потребителями до 5% всей электроэнергии на заводе.
Эффективная работа всех звеньев и агрегатов предприятия в значительной мере зависит от степени компактности решения генерального плана. Для современных металлургических предприятий плотность застройки обычна принимают 28…35%. Такие показатели плотности застройки свидетельствуют об экономном использовании территории, минимальной протяженности транспортных путей и инженерных сетей без ущерба для нормальной деятельности предприятия и без удорожания его эксплуатации.

Решение генерального плана металлургического завода при линейной схеме композиции

Рис. 5. Решение генерального плана металлургического завода при линейной схеме композиции

Схему генерального плана предприятия выбирают на основании анализа технико-экономических показателей нескольких проектных вариантов с учетом показателей действующих заводов. В практике при проектировании предприятий черной металлургии применяют линейные и компактные схемы генеральных планов. Выбор решения зависит от взаимного расположения доменных, сталеплавильных и прокатных производств. На выбор схемы влияют также архитектурно-планировочные и композиционные требования. Линейная схеме композиции генеральных планов складывается при последовательном (рис. 5), а компактной – при параллельном (рис. 6) расположении основных производственных зон.

Решение генерального плана металлургического завода при компактной схеме композиции

Рис. 6. Решение генерального плана металлургического завода при компактной схеме композиции

По линейной (последовательной) схеме решены Череповецкий металлургический завод и завод в г. Бокаро (Индия), по компактной (параллельной) – металлургический завод в г. Фукуино (Япония). На Череповецком комбинате благодаря линейной схеме достигнута ясность композиционного решения генерального плана.
Приведенные схемы не исчерпывают всех вариантов решений генеральных планов металлургических заводов, но являются распространенными.



Оставить комментарий

Поиск:


Техническое обследование зданий и сооружений:

Техническое обследование инженерных систем: