Проектирование и обследование зданий и сооружений. Компания "ДСК Строй Сити"
Компания "ДСК Строй Сити". Технологическое обследование и проектирование сооружений и инженерных систем
Наш телефон: +7 499 7052960. Другие контакты

Транспорт на промышленных предприятиях

Промышленный транспорт подразделяют на два вида: внешний и внутризаводской.
Внешний транспорт (рельсовый, безрельсовый и водный) служит для связи предприятия с сырьевой базой, объектами производства деталей (при кооперированном производстве), отправки готовой продукции к местам потребления и вывоза отходов производства. Обычно он располагается за пределами территории предприятия. Элементами внешнего железнодорожного транспорта являются станция примыкания, объездной путь и сортировочная станция промышленного района, которую, как правило, располагают за пределами территории завода.
Пути внутризаводского транспорта располагают на территории предприятия. Внутризаводской транспорт планируют на основе расчета мощности грузооборота и характера перемещаемых грузов.
Железнодорожный транспорт допустимо предусматривать при общем грузообороте предприятий, как правило, не менее 10 условных вагонов в сутки, а также при перевозке тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Помимо железнодорожного и автомобильного для внутризаводских перемещений грузов целесообразно предусматривать непрерывный транспорт (конвейерный, гидравлический, пневматический, монорельсовый, канатно-подвесной). Если внешние перевозки сырья, топлива и продукции можно осуществлять безрельсовым транспортом, что экономически целесообразно то не следует проектировать железнодорожные пути, а предусматривать автомобильные и трайлерные перевозки, о также конвейеры, подвесные канатные и однорельсовые дороги и трубопроводный транспорт.
На заводских территориях могут быть применены следующие внутризаводские схемы железнодорожного транспорта: 1) тупиковые (в нескольких вариантах); 2) кольцевые с прямой поточностью движения в одном направлении; 3) двусторонние с двумя заводскими станциями примыкания; 4) смешанные тупиково-кольцевые схемы.
Большое значение имеет правильное расположение заводской сортировочной станции. При небольших и средних заводах такие станции располагают обычно параллельно заводским путям, реже – последовательно, вследствие менее экономичного использования территории.
Тупиковые схемы (рис. 1 а, б) позволяют экономно использовать заводскую территорию, а также применять железнодорожный транспорт на территориях, имеющих уклоны в направлении, перпендикулярном железнодорожным путям. Один из недостатков тупиковой схемы – малая гибкость маневрирования составов. Кольцевые схемы (рис. 1 в) применяют относительна редко из-за их недостатков. Они значительно увеличивают заводскую территорию, при таких схемах неизбежны пересечения людских потоков с железнодорожными путями и др. Однако эти схемы имеют и свои преимущества: они позволяют осуществлять поточное движение грузов, расположение железнодорожных путей по окраинам заводской территории.

Варианты схем внутризаводских железнодорожных путей

Рис. 1. Варианты схем внутризаводских железнодорожных путей.
а – тупиковая; 1 – приемоотправочный парк; 2 – сортировочный парк; 3 – склад сырья; 4 – сборочные цехи и склады готовой продукции; б – улучшенная тупиковая схема; 1 – парк отправления; 2 – парк прибытия; 3 – сортировочный парк; в – кольцевая схема с поперечными путями; A, B, C – здания цехов.

Смешанные схемы, которые тоже применяют в практике строительства, включают отдельные элементы различных схем. Схема железнодорожного транспорта промышленного предприятия, выбранная на основе сравнения вариантов, должна удовлетворять прежде всего требованиям производственно-технологического процесса, поточности движения и минимуму транспортной работы.
При проектировании решающее воздействие оказывают приметая схема и структура генерального плана и требования технологии производства. Кроме того, внутризаводские железнодорожные пути должны удовлетворять транспортным требованиям: обеспечения габаритов приближения строений, безопасности движении, удобству подачи вагонов под выгрузку (погрузку) и др.
Железнодорожные пути промышленных предприятий подразделяют на подъездные, соединяющие промышленные предприятия с железными дорогами общей сети, пристанями, сырьевыми базами и складами или с другими предприятиями, и внутренние, расположенные на территории предприятий. Подъездные пути промышленных предприятий проектируют по СНиП II-39-76 «Железные дороги колеи 1520 мм общей сети».
По своему назначению заводские железнодорожные пути подразделяют на ходовые, погрузочно-выгрузочные и сортировочные. Ходовые пути предназначены для прохождения основных грузов, причем со значительной скоростью, поэтому на ходовых путях предусматривают минимальное количество стрелок. Погрузочно-выгрузочные пути предназначают только для погрузочно-выгрузочных станций. Сортировочные пути размещают, как правило, на заводских сортировочных станциях с большим грузооборотом.
К подвижному составу железнодорожного транспорта промышленных предприятий относят вагоны, тепловозы и электровозы обычных типов, применяемые на магистральных железных дорогах, а также специальных типов, что позволяет применять железнодорожные пути с радиусами кривизны значительно меньшими, чем требуется для обычного подвижного состава.
Исследования, проведенные в ЦНИИ-промзданий, показывают, что применение железнодорожного транспорта на промышленных предприятиях существенно усложняет планировочное решение генерального плана, требует выделения значительных территорий и устройства сложных инженерных сооружений на их пересечениях (рис. 2 а). Обычно внутризаводские железнодорожные пути занимают до 10% общей территории предприятия, а при устройстве заводских сортировочных станций и вееров железнодорожных путей – значительно большую территорию, поэтому в последнее время (например, на предприятиях черной металлургии) все большее распространение получает автомобильный, конвейерный и трубопроводный транспорт.

Схема генерального плана автомобильного завода

Рис. 2. Схема генерального плана автомобильного завода.
а – обслуживание внутризаводских перевозок основным железнодорожным транспортом; б – то же, безрельсовыми видами транспорта

Перевод внутризаводских перевозок на указанные безрельсовые виды транспорта дал возможность решить генеральный план более компактно (рис. 2 б), существенно сократить территорию, уменьшить протяженность дорог, значительна сократить капитальные затраты по транспорту. Таким образом, основным видом безрельсового транспорта многих промышленных предприятий является автомобильный. В этом случае на территории предприятий планируют сеть автомобильных дорог, называемых проездами.
При проектировании генерального плана число и размеры улиц и проездов, а также их назначение определяют после установления числа панелей, зон и транспортных связей в соответствии с требованиями технологического процесса. Необходимо знать назначение и требуемое число инженерных сетей, так как это влияет на размер ширины улицы. Улицы (магистрали) на территории промышленного предприятия подразделяют на основные и второстепенные. Главной магистралью называют обычно транспортную артерию, начинающуюся от главного входа завода и предназначающуюся дли движения основной массы трудящихся к местам роботы. На территории средних по размерам предприятий часто прокладывают одну главную магистраль, которая является композиционной осью промышленной площадки и одновременно делит заводскую территорию на две, примерно равные части; возможны и другие варианты расположения заводских магистралей.
Автомобильные дороги промышленных предприятий могут быть подъездными, соединяющими предприятия с дорогами общей сети, и внутренними, расположенными на территории предприятий. Основные технические показатели автомобильных дорог должны удовлетворять требованием СНиПа и ГОСТа.

Схема грузопотоков различных видов транспорта на предприятии

Рис. 3. Схема грузопотоков различных видов транспорта на предприятии (цифрами указаны величины грузопотоков, т)

Автомобильные дороги на территории предприятий проектируют по тупиковой, кольцевой и смешанной схемам. При выборе тупиковой схемы дорог для разворота автомобилей в конце тупика предусматривают петлевые объезды или площадки размером не менее 12х12 м., причем размер следует принимать в соответствии с технической характеристикой принятых средств транспорта. Для выбора смешанной схемы дорог надлежит предусматривать хотя бы одно кольцо, охватывающее основную часть застроенной территории.
В процессе определения и изучения объема перевозок и характера перевозимых грузов выбирают наиболее целесообразный вид транспорта для освоения того или иного грузопотока. Составляют диаграммы грузопотока по различным видам транспорта, обычно используемого на предприятиях. Такая схема грузопотока, представленная на рис. 3 показывает распределение и направление движения грузов между цехами и складами. Количество перевозимых грузов указывают на каждой линии цифрами, а направление грузов – стрелками. Принятая схема должна исключать встречные перевозки одних и тех же грузов, должны быть максимально сокращены пути движения грузов.



Оставить комментарий

Поиск:


Техническое обследование зданий и сооружений:

Техническое обследование инженерных систем: